муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей №1" (МБОУ "Лицей №1")
О лицее
Лицей создан как общеобразовательное учреждение решением Усолье-Сибирского исполкома городского Совета народных депутатов № 145 от 09 апреля 1991 года.
За тридцать лет образовательной деятельности лицея сложилась замечательная традиция профильного обучения в соответствии с Концепцией профильного обучения в Лицее.
Важным в лицее считается воспитание профессиональной элиты, способной творчески решать, как научные, так и практические задачи.
Лицейских лет негаснущий огонь...
На главной улице Усолья
Среди огромных тополей
Стоит здесь здание небольшое-
Стоит любимый наш лицей!
Гостям он рад, гостей он ждет-
Открыт для всех парадный вход.
Елена Давыдова, учитель английского языка
Так начиналась история……
Первое решение городского Совета народных депутатов «Об открытии в городе политехнического лицея» от 09.04.1991 года за №145 гласило «Для формирования интеллектуального потенциала города, развития способных и одаренных детей, повышенного уровня образовательной и профессиональной подготовки учащихся в системе непрерывного образования….открыть с 1 июня 1991 года на базе МУПК новый тип учебного заведения – ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ!».
1991 |
На базе МУПК по инициативе директора Рябова Юрия Николаевича был основан Лицей №1. |
1993 |
Лицею присвоен официальный статус Первого Координационного центра по Иркутской области Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», проводимой МГТУ им. Н.Э. Баумана. |
1995-1996 |
Лицей первым из инновационных учебных заведений области получил лицензию, подтверждающую статус Лицея. |
1996 |
Координационный центр –лауреат программы «Шаг в будущее в г. Москва. |
1996 |
По инициативе Лицея в рамках программы «Шаг в будущее» начал работать научно-педагогический симпозиум учителей города и области «Наука в школе». |
1998 |
Летняя Академия Наук на базе санатория «Таежный». В п. Белореченский открылся филиал Лицея, где начали обучаться первоклассники. |
ЛИЦЕЙ |
Лауреат Российского конкурса «Школа года – 1994, 1996, 1997». |
2000-2001 |
Лицей – организатор Летнего Евразийского Молодежного Научного Фестиваля в г. Слюдянка. |
2002 |
Обладатель золотой медали Региональной выставки «Наука, образование». Новые технологии, инновационные проекты. |
2002 |
Победитель областного конкурса и финалист Всероссийского конкурса библиотек «БиблиОБРАЗ». |
2002 |
Лауреат первого Российского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных. |
2004 |
Победитель Российского конкурса общественно полезных инициатив «100 классных проектов». |
2004 |
Лицей – организатор Региональных полимодальных научно-методических семинаров андрогогического взаимодействия |
2005 |
Победитель областного конкурса «образцовое учреждение образования-2005» в номинации «Школа педагогического поиска». |
2005 |
Школа «золотой тридцатки» лучших школ России-2005, участник очного тура Федерального этапа Всероссийского конкурса. |
2005 |
Лауреат премии Президента РФ в области образования за 2003 год за создание и реализацию научно-практической разработки программы «Шаг в будущее», Указ президента РФ №79 от 25 января 2005 года. |
2006 |
Победитель Национального проекта «Образование», обладатель денежной премии Президента РФ. |
2006 |
Заключён трехсторонний договор между ООО «Усольехимпром», ИрГТУ и МОУ «Лицей №1» о создании профильного инженерно-технического «НИТОЛ-класса» с целью получения качественно подготовленных специалистов. |
2006 |
Лицей выпустил 1000 выпускника, им стал Стадник Илья |
2007 |
Победитель городского конкурса кабинетов психологии. |
2008 |
Координационный Центр на базе МОУ «Лицей №1» - обладатель Научного кубка России «Шаг в будущее» II степени, г. Москва. |
2008 |
Обладатель «Золотой медали Сибирской ярмарки» XVI Международной образовательной выставки обучающих средств, оборудования, материалов, инновационных идей и опыта «УЧСИБ–2008» за разработку концепции социального партнерства «Пропущенное через себя общество» в Научной школе старшеклассников и учителей», г. Новосибирск. |
2009 |
Победитель городского и регионального конкурсов «Лучшая библиотека 2009», номинация «Инновационные формы работы библиотеки общеобразовательного учреждения». |
2010 |
Самый большой выпуск в Лицее – 123 человека достойно продолжили обучение в Вузе. |
ЛИЦЕЙ |
Победитель городского конкурса «Учитель года» – 1995, 2000, 2005, 2008, 2009, 2010. |
2012 |
Координационный Центр на базе МБОУ «Лицей №1» - обладатель Малого Научного кубка России «Шаг в будущее», г. Москва. |
2014 |
Координационный Центр на базе МБОУ «Лицей №1» - обладатель Научного кубка России III степени «Шаг в будущее», г. Москва |
2019 | Лауреат Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2019» (г. Санкт-Петербург) |
2021 |
Победитель V Открытого публичного Всероссийского смотра образовательных организаций (ссылка) |
2022 | Обладатель научно-предпринимательского кубка России I степени Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников "Шаг в будущее" |
Образование и формы обучения
За тридцать лет образовательной деятельности лицея сложилась замечательная традиция профильного обучения в соответствии с Концепцией профильного обучения в Лицее. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Предпрофильная подготовка реализуется в 18 классах-комплектах, общая численность лицеистов – 410 человек, в следующей последовательности:
- 6 класс - задача класса «укладывается» в рамки концепции - SMART-класса, класса развития способностей конкретного ученика через разработку открытой образовательной среды – доступной глобальной образовательной среда в реальном времени на качественных образовательных ресурсах. Распределенная образовательная среда. Это идея позиционирования глобальной «сети знаний» как основной цели цифрового образования. Это стержень смарт-образования идеи.
- 7-9 классы – ранняя профилизация, профильное самоопределение на уровне пропедевтики, позволяющее получить представление о реализуемых профилях через учебные курсы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
- С 8 класса по направлению химико-биологической предпрофильной подготовки реализуется федеральный проект совместно с РХТУ им. Д.И. Менделеева «Менделеевские классы». Целью которого является повышение уровня преподавания химии и других естественно-научных дисциплин, выстраивание сетевого взаимодействия школ с вузами и предприятиями, организацию системы предпрофессиональной подготовки, а также формирование предсказуемого вектора развития профессиональной ориентации школьников. На 1 сентября 2023 года в лицее открыто четыре Менделеевских класса, общая численность менделеевцев – 90 человек.
Ранняя профилизация помогает четче, прочнее выстроить обучающемуся свою образовательную траекторию. Важная задача ранней профилизации – формирование метапредметных интеллектуальных умений. Эта мысль отражена в высказывании президента страны В.В. Путина: «Мы ведем совместную многогранную работу: подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства – один из ключевых элементов роста. России нужны высококвалифицированные кадры. Мы обеспечим целый набор мер совместных действий, в том числе организацию производственной практики и введение ранней профориентации в школах».
С 10 класса реализуется профильное обучение.
Рисунок 1 |
Концепция лицейского профиля отличается:
а) принципом преемственности Концепции предпрофильной подготовки лицеистов и профильного обучения;
б) профессиональной ориентацией, обозначенной высоким уровнем социального взаимодействия, организации научно-педагогических связей практически со всеми высшими учебными заведениями Иркутской области, развивающимися отношениями на международном уровне с Ляонинским Политехническим университетом Китая, сотрудничество с индустриальными партнерами;
в) психолого-педагогическим сопровождением, которое рассматривается и реализуется в системе совместной профессиональной деятельности педагога и психолога, направленной на создание социально-психолого-педагогических условий для «максимального содействия развитию индивидуальности человека и субъектного начала в нем»;
г) организацией и внедрением научно-исследовательской деятельности обучающихся, которая является необходимым условием интенсификации (увеличения производительности) предпрофильного и профильного обучения и нацелена на выявление сущности изучаемых явлений и процессов; особенностью необходимо считать, что данная деятельность курируется Российской научно-социальной программой для молодежи и школьников «Шаг в будущее», первым Координационным Центром по России стал МБОУ «Лицей №1».
Программа развития
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1» «Полиресурсность SMART – среды для развития интеллектуального лидерства и профессиональных интересов обучающихся и педагогов» Программа развития – это прежде всего программа изменений, которых ждут в лицее родители, обучающиеся, на которые направлены профессиональные потребности учителей; это программа изменений, которые необходимо осуществить в лицее для его успешного выживания и удовлетворения меняющихся потребностей государства, общества и личности. Программа развития – вариативная часть работы образовательной организации. Программа развития влияет на имиджевую характеристику лицея; обеспечивает добавленное качество образования Программа развития носит инновационный характер.