Инновационная деятельность
Региональная инновационная площадка
Инновационная идея развития:
Программа развития «Полиресурсность SMART – среды для развития интеллектуального лидерства и профессиональных интересов обучающихся и педагогов».
Цель итнновационного проекта:
повышение качества образования в лицее на 8% к июню 2025 года в условиях полиресурсной образовательной SMART – среды развития профессиональных интересов, интеллектуального лидерства обучающихся и педагогов
Направление инновационной работы:
- Повышение эффективности управления лицеем за счет:
- проектного управления (проект-пазл «Проектный офис»);
- создания сетевых форм социального партнерства, форм актуализации профессиональных интересов, международного сотрудничества (проект-пазл «Открытые школы «Атлас профессий», «Азиатский глобус»)
- Развитие ресурсного человеческого и материально-технического потенциала образовательного процесса за счет:
- внедрения иной системы личностно-профессионального самоизменения педагогов, (проект-пазл «Аромат успеха»);
- развития интеллектуальных способностей (проект-пазл «Взойди на Олимп!»);
- включения научной доктрины обучения (проект-пазл «Наука рядом»);
- воспитания управленческой инициативы, командного духа лицеистов, обеспечение условий личностного развития субъектов образовательного процесса с применением их собственных ресурсов и потенциала (проект-пазл «Институт командных сообществ»);
- цифровизации образовательных ресурсов (проект «ЦифраРоб»);
- участие в инициативных грантовых проектах.
- Обновление содержания образования за счет:
- внедрения инновационных форм образования с его индивидуализацией (проект-пазл «КЛАССное образование: SMART-класс, Менделеевский класс», проект-пазл «Функция интеллекта»).
В рамках стажерской практики был представлен опыт работы МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское. В ходе мероприятия состоялось обсуждение условий применения на практике проектного управления качеством образования. Стажеры стали участниками открытых занятий, выполнили практические задания, направленные на освоение профессиональных компетенций по управлению проектами в области образования, в том числе проектированию Программ развития ОО.
Пилотная площадка РТПК ГАУ ДПО ИРО
Тема «SMART-класс (6-7 классы) как «умная» система пролицейского инициативного образования»
Цель проекта (программы): выявить и обосновать педагогические условия создания SMART-классов (6-7 классы) как «умной» системы пролицейского инициативного образования.
Основная идея (идеи) проекта (программы):
Развитие способностей каждого обучающегося, подготовки его к стремлению получать образование в течение всей жизни, ранней профилизации в лицее в условиях адаптационного стартапа в лицейскую среду, воспитания достойных лицеистов.
Почему система пролицейского образования?
МБОУ «Лицей №1» — это общеобразовательная организация, которая обучает, развивает и воспитывает своих обучающихся только с 6 класса. Поэтому и внедряется идея пролицейской системы образования.
В пролицейских классах очень важно уйти от «раздачи» знаний; намного важнее помочь обучающемуся сориентироваться в формальной и неформальной учебной и неучебной среде, показать, как взаимодействуют знания, способы познания, как они могут быть освоены с позиции применения. Необходимо нацелить пролицеистов на учебное поведение. Иными словами, это изучение «азбуки» лицейского учебного труда, это включение в образовательную систему лицея, активизация мыслительной, социальной деятельности.
Почему «умная» система?
Смарт - означает «умный», а смарт - образование – это управляемый и доступный из любой точки образовательный процесс – сложнейшая система для встраивания в лицей. Смарт-образование интегрирует в себе новые понятия цифровой педагогики и активной деятельности обучающихся.
Одно из новых, трендовых слов – smart – в переводе с английского «умный, технологичный».
SMART-технологии – новое решение в системе образования, позволяющее увеличить темп работы на уроке, заинтересовать учащихся, активизировать познавательные функции школьников, развить пространственное и логическое мышление.
Новое поколение не мыслит себя без технологий, облегчающих жизнь, потому необходимо применять новые технологии и в образовании, изменяя и модернизируя весь образовательный процесс.
Концепция Smart-образования – гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто настраивается под уровень и потребности обучающегося.
Необходимо развивать такие компетенции, как аналитические, навыки решения комплексных проблем, инновационность – способность к развитию новых идей и их внедрению, навыки межкультурных коммуникаций. Новые интеллектуальные SMART-технологии требуют изменения платформ, используемых для передачи знаний и широкого использования SMART-устройств. Складываются условия для организации образовательного процесса, который ориентируется на использование новых методов и организационных форм, включая:
- индивидуальную и групповую работу с цифровыми образовательными ресурсами (в том числе самоконтроль и отработку навыков);
- систематическую работу обучающихся в малых группах и взаимную оценку ими работы друг друга;
- обучение в профильных сетевых сообществах (интернет-обучение, сетевые проекты и т.п.);
- использование сетевых социальных сервисов для общения, совместную работу над текстами (в широком смысле слова) и ведение совместных архивов;
- подготовку и ведение личных портфелей интеллектуальных и творческих достижений.
Использование системы дистанционного обучения, что позволит обучающимся, находящимся по разным уважительным причинам вне образовательного учреждения, продолжать обучение. Участие обучающихся в дистанционных образовательных программах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, научно-исследовательских конференциях, телекоммуникационных проектах, создание различных информационных продуктов. Система дистанционного обучения обеспечивает дополнительные образовательные услуги, что должно способствовать повышению качества знаний обучающихся.
Использование методологических принципов организации учебного процесса и освоения общеобразовательных программ на основе использования информационных технологий:
- принцип интерактивности, который выражается в постоянных контактах всех участников обучения посредством использования учебно-методической среды, в том числе Интернета;
- принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы в конкретных условиях учебного процесса;
- принцип гибкости, дающий возможность всем участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе;
- принцип модульности, позволяющий использовать ученику и преподавателю необходимые им учебные курсы для реализации индивидуальных учебных планов.
Почему инициативного образования?
Лицей развивает инициативное образование как практику в области образования, инициированную различными участниками, направленную на достижение положительного социокультурного эффекта в изменении качества образования. Есть родители, которые приводят своих детей в лицей на основе собственной инициативы, а есть школьники, которые сами проявляют инициативу и свое желание стать лицеистом.